Все про Google
Немного истории
Google-парни
Под надзором старших
Начало Google
Под другим названием?
Так родилась компания
Google выходит в люди
Видение Google
Google-культура
Google взрослеет
Google в роли достойного гражданина
Будущее Google
Доминирующая сила в отрасли?


Великан Google

Google представляется онлайновым великаном, которому нет преград и который способен расти теми же темпами, что и сам Интернет. На корпоративном уровне Google бросает вызов всему, что хотя бы отдаленно относится к сфере ее бизнеса. Так, в 2008 году она вывела на рынок мобильных телефонов свой продукт Gl, явившийся прямым конкурентом ранее представленного компанией Apple смартфона iPhone; ее браузер Chrome(сравните с другим браузером, например скачав Оперу (download Opera)) призван перехватить клиентов у компании Microsoft, а совсем недавно Google запустила для публичного пользования проект собственной электронной библиотеки Knol, чем грозит подорвать позиции Википедии, в отличие от которой в Knol авторами статей выступают только эксперты в соответствующей области знаний.

Бывший глава Intel Энди Гроув называет Google компанией «на стероидах, которая протянула щупальца в каждую отрасль».

«У Microsoft власть была интраиндустриального свойства, – отмечает Гроув, имея в виду что компания могла влиять только на отраслевых игроков, – тогда как Google достигла такого могущества, что способна влиять на положение дел в других отраслях»(7).

«Но власть Google законна и вполне заслуженна, – возражает топ менеджер компании Google Марисса Майер. – Наше влияние зиждется на доверии к нам со стороны конечных пользователей, и мы добились этого, ставя интересы пользователей превыше всего. Стоит нам отодвинуть их на второй план, и нашему влиянию конец»(8).

Эстер Дайсон склонна согласиться с этим, отмечая, что у пользователей всегда есть возможность переключиться на другую поисковую систему, если им что то не понравится у Google. И Дайсон делает следующий вывод:

Та Google, которая несет ответственность перед своими пользователями: рядовыми потребителями, осуществляющими интернет поиск, рекламодателями, инвесторами, властями, – будет лучше подготовлена к тому, чтобы приносить больше блага обществу в условиях сегодняшнего частично открытого рынка. Короче говоря, я не вижу другой регуляторной системы, которой можно было бы доверять больше, чем нынешнему рынку, этому безнравственному миру конфликтующих интересов. Как бы ни соблазняли компанию Google возможности получить сиюминутный выигрыш (скажем, сманипулировать поисковыми результатами, раскрыть личные данные пользователей, надавить своим авторитетом), она рискует потерять многое – в этом нет никаких сомнений, – если поддастся искушению, учитывая, что она существует в мире, где каждый ее шаг – объект пристального внимания(9).

Аргументация Эстер Дайсон во многом сходна с комментариями по адресу индустрии кредитно финансовых услуг, естественно относящимися к докризисным временам, когда еще не было признаков грядущих громких провалов осени 2008 года. В двух словах суть высказывания Дайсон заключается в том, что честность и эффективность системы поддерживается за счет взаимодействия рынка, конкурентов и потребителей. Недавний провал этой концепции подвел американцев к мнению, что наряду с творческой силой и энергией предприимчивости, которые рождает система свободного рынка, для каждой отрасли должен быть предусмотрен кодекс поведения и общий надзор.

Даже при том, что обуздать неудержимый бег Google способны лишь многочисленные судебные иски, система свободного рынка тоже до некоторой степени дисциплинирует своевольного гиганта.

Каждый год тысячи энтузиастов устремляются в Бостон, где интернет аукцион eBay проводит ежегодную конференцию своих онлайновых продавцов. В 2007 году Google приурочила к этой конференции собственное мероприятие – вечеринку под лозунгом Let Freedom Ring («Да здравствует свобода») в знак протеста против того, что eBay запрещает продавцам вести расчеты через предложенную Google альтернативную систему Checkout. «Должна заявить, что нас возмутила попытка Google этой вечеринкой привлечь внимание к своему сервису в ущерб нашему», – сказала глава eBay Мэг Уитмен(10).

Дело в том, что служба обработки кредитных карт Checkout является прямым конкурентом PayPal, собственной системы расчетов eBay, приобретенной в 2002 году. На данный момент PayPal удерживает позиции лидера онлайновых расчетов, имея 143 миллиона пользователей по всему миру. Что придает этой системе особую ценность, так это то, что под эгидой eBay она растет опережающими темпами по сравнению с профильным бизнесом компании, осуществляющей аукционные продажи. «Не сомневаюсь, что в один прекрасный день PayPal перерастет eBay», – убежденно говорит финансовый директор расчетной системы Раджив Датта(11).

«Мы готовы бросить все силы на защиту PayPal, – подчеркнула Уитмен. – Это один из наших ключевых бизнесов. Мы не собираемся позволять каким то любителям лезть на этот рынок, чтобы потеснить нас»(12).

Как водится, за рамками конфликта eBay является одним из крупнейших клиентов рекламодателей Google, который тратит миллионы долларов на контекстную рекламу AdWords. В ответ на провокацию Google Уитмен немедленно изъяла рекламу по США с сайта поискового гиганта – более чем на неделю. Компания Google сразу поняла «тонкий» намек и быстро отступилась от своего лозунга «свободы».

Copyright © 2009, ООО Гугл+