Все про Google
Немного истории
Google-парни
Под надзором старших
Начало Google
Под другим названием?
Так родилась компания
Google выходит в люди
Видение Google
Google-культура
Google взрослеет
Google в роли достойного гражданина
Будущее Google
Доминирующая сила в отрасли?


В битве за интеллектуальные ресурсы

Китаец по происхождению, остепененный специалист в области вычислительной техники Кайфу Ли оказался меж двух огней, став яблоком раздора для компаний Google и Microsoft: каждая желала заполучить его себе. Сначала Кайфу Ли занимал в компании Microsoft должность вице президента, отвечающего за передовые технологии применения естественного языка и пользовательского интерфейса, а в 2005 году соблазнился предложением Google создать региональное отделение в Китае. Не потерпев, чтобы у нее сманивали лучших людей, Microsoft вчинила Google иск, обвиняя ее в том, что она спровоцировала доктора Ли нарушить пункт трудового договора о неучастии в конкурентной борьбе (об обязательстве в течение года не работать на компанию – прямого конкурента). Верховный суд США разрешил Ли работать на Google, однако без права участвовать в проектах, перекрывающихся по тематике с теми, что разрабатывает Microsoft, до тех пор пока конфликт между компаниями не будет урегулирован. Это Google и Microsoft предпочли сделать во внесудебном порядке, и доктор Ли отправился развивать китайский Google.

Как сообщает влиятельный сайт Zdnet, Кайфу Ли написал письмо на китайском языке, в котором разъяснял причины своего перехода: «Microsoft – выдающаяся компания, и у нее можно очень многому поучиться. Но Google – это компания, которая поразила меня до глубины души. А причина, по которой Google произвела на меня такое неизгладимое впечатление, кроется в ее подлинной страсти к созданию нового поколения технологий. Повсеместно в Google мне открывались настоящие сокровища. Технологии и продукты Google вырываются далеко за пределы собственно интернет поиска».

В конце того письма Ли при помощи математической формулы отразил свои основания для перехода в Google:

Молодость + свобода + прозрачность + новая модель + общественная полезность+ ответственность = Чудо Google(28)

По сути, Интернет с его триллионами веб страниц, в том числе и Google, представляет собой интеллектуальный капитал. Материальные активы компаний вроде Google мизерны в сравнении с великой ценностью их интеллектуального капитала, созданного талантом и воображением их сотрудников. Ларри и Сергей с детства испытывали огромный пиетет к академическим степеням. Представляя новых членов совета директоров в 2004 году, Ларри с гордостью озвучил их ученые степени и звания:

Джон Хеннесси, президент Стэнфордского университета и обладатель докторской степени в области компьютерных технологий. Арт Левинсон, генеральный директор Genetech, имеет степень доктора наук в области биохимии. Пол Отеллини, президент и генеральный директор Intel. Невозможно испытывать большее восхищение масштабами научных достижений и опытом, чем то, которое мы испытываем, представляя наших новых директоров(29).

Пока компания Google была в пеленках, лучшим поисковым движком считалась AltaVista. Ее тогдашний владелец компания Hewlett Packard, казалось, не больно то дорожила талантами тех, кто приложил руку к поисковому ресурсу. И поплатилась: со временем Google переманила к себе многих талантливых программистов и разработчиков, которые внесли гигантский вклад в успех движка Google.

Одна из неафишируемых стратегий Google состоит в том, чтобы извлекать уроки из провалов первых интернет компаний, каковой, в частности, была компания Netscape Communications. Между прочим, и Эрик Шмидт, и Омид Кордестани в свое время работали в этой компании, пережившей и взлеты, и падения. «Будучи компанией следующего поколения, Google имела возможность изучить и взять на вооружение позитивный опыт Netscape, – объясняет Кордестани. – Самое приятное дежавю – когда в Google работаешь с теми, в ком узнаешь воспитанников Netscape»(30).

В 2005 году на долю компании Google, несомненно, выпала большая удача: ей удалось привлечь на работу легендарного Винтона Серфа, в прошлом сотрудника Агентства передовых оборонных исследовательских проектов (Defense Advanced Research Projects Agency, DARPA) – одного из тех, кто стоял у истоков Сети и по праву заслужил титул отца Интернета. Он занял пост вице президента и главного миссионера Интернета в Google. На него возложены задачи несколько футуристического свойства: он призван философски осмыслять и провидеть будущее Всемирной паутины и прогнозировать ее влияние на общество. Повлиял он и на хостинг в России.

Канадец Крис Лавуа с детства мечтал стать профессором университета и готовил себя к этой стезе, а сегодня он – сотрудник Гуглплекса. Как же так? Сам он объясняет, что совершил крутой вираж в своей жизни по зову интеллекта: «Всю жизнь я считал, что самыми сложными научными проблемами занимаются в университетах, но, придя в Google, обнаружил, что здесь все делается с гораздо большим размахом и проблемы здесь неизмеримо труднее. Меня не перестают поражать и завораживать колоссальные масштабы Всемирной сети и разрабатываемых для нее систем. Я сразу понял, что именно здесь место самых великих свершений»(31). Лавуа прибавляет, что, кому бы он ни говорил, что работает в Google, реакция собеседника неизменно одна и та же: «Зависть, всеобщая зависть»(32).

С момента своего основания компания Google получила более пяти миллионов заявок от людей, мечтающих работать здесь. И в вопросе подбора подходящих кандидатур Google проявила инновационность, изобретя новые способы находить тех, кто, по ее представлениям, достаточно одарен, чтобы пополнить собой ряды гуглеров. Однажды Google установила на автостраде 101, постоянно оживленной трассе, связывающей Сан Франциско с Силиконовой долиной, придорожный щит, призванный привлекать новых сотрудников на работу в Google. Однако ни имени компании, ни ее логотипа, ни www адреса или каких либо указаний на нем не было. Сообщение ограничивалось следующим:(*)«. сот».

Те, кто догадался, о чем речь, и сумел вычислить это значение, ввели в строку браузера получившийся адрес – 7427466391.com, что привело их на веб страницу с новым заданием, более сложным. Те, кто преодолел и эту преграду, получили возможность пройти собеседование в Google.

Еще один нетривиальный способ поиска сотрудников – Google Labs Aptitude Test (GLAT, стандартный тест на профессиональную пригодность для программистов и других потенциальных сотрудников Google), который компания публиковала в узкоспециализированных ИТ изданиях вроде Linux Journal. Туда входили математические головоломки и вопросы (их перечень состоял из 21 пункта), ответ на которые может быть известен тем, кто глубоко изучал математику, вроде «назовите самое прекрасное уравнение из всех когда либо выведенных»(33).

Нередко Google признает:Наши сотрудники более склонны уходить от нас после наступления срока реализации их исходных опционов, в особенности если акции, составляющие опцион, существенно прибавили в цене по сравнению со стоимостью исполнения опциона.

У Google имеется и еще одна головная боль: чрезвычайно ожесточенная в ИТ индустрии конкуренция за таланты: «…мы отдаем себе отчет в том, что кое кто из наших конкурентов нацелился переманить непосредственно наших сотрудников»(34).

В стремлении сберечь свои интеллектуальные ресурсы компания Google учредила престижную премию Founders' Award («Награда от учредителей»), которой удостаивает сотрудников, продемонстрировавших выдающиеся предпринимательские достижения. Премия выдавалась в форме пакета акций, что было эквивалентно огромной сумме. Первые две награды, стоимость которых оценивалась в 12 миллионов долларов, были присуждены двум командам разработчиков, объединявшим по 10–12 человек.

Оказалось, что и у этого мотивационного начинания имеется обратный эффект: те, кто был удостоен премии, сочли себя недооцененными. По словам одного ветерана Google, «кончилось тем, что эта затея стала вызывать все больше раздражения и зависти среди сотрудников». Сегодня Google лишь изредка присуждает Founders' Award, предпочитая раздавать призы поменьше, да и то весьма скупо. Бывает так, что сотрудники получают их из рук самих основателей Пейджа и Брина во время их визитов в офисы компании(35).

При том что Google не жалеет усилий на мотивацию и удержание своего золотого интеллектуального фонда, утечка мозгов остается проблемой компании, и многие талантливые сотрудники уже покинули ее, прежде всего движимые желанием основать собственное дело.

Вот как комментирует ситуацию Авичал Гарг, в прошлом менеджер по управлению продуктами Google, а ныне учредитель начинающей компании PrepMe.com, предлагающей услуги подготовки к стандартизованным тестам: «В свое время компания Google стала ярчайшим событием и как магнит притягивала все что есть талантливого. [А сейчас] ее в массовом порядке покидают те, кто помоложе и успел заработать кое какие деньги. Причем уходят не те, у кого уже 20 миллионов, а, как правило, те, у кого хотя бы два. В нынешние времена начальные затраты на организацию компании столь невелики, что Google, в сущности, финансирует их начинания»(36).

(*) Первое десятизначное простое число, которое можно обнаружить в последовательности цифр, составляющих значение е

Copyright © 2009, ООО Гугл+